РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Индоевропейская (германское языкознание) и классическая филология


Магистратура


Индоевропейская (германское языкознание) и классическая филология
Уровень образования:  Магистратура



Направление магистратуры:  45.04.01 Филология

Бюджет:  Да

Форма обучения:  очная / очно-заочная

Обязательные экзамены:  Междисциплинарное вступительное испытание по Филологии (Индоевропейская или Классическая филология) (устно) 


Правила приема в РГГУ на 2025 год 
"Магистерская программа по индоевропейской и классической филологии предназначена для обеспечения студентов всесторонним пониманием языков семьи индоевропейских языков. Кроме того, программа предлагает продвинутое обучение изучению классических языков, литератур и культур, с особым акцентом на древнегреческую и римскую цивилизации.


Программа реализуется в Институте восточных культур и античности РГГУ."

В рамках профиля Индоевропейское языкознание (германистика) и классическая филология ИВКА предусмотрено два разных подпрофиля:

Ι. "Индоевропейское языкознание (германистика)", сектор лингвистической компаративистики ИВКА РГГУ

Индоевропеистика — это классическая и наиболее полно разработанная ветвь сравнительно-исторического языкознания. Эта специальность присутствует во всех ведущих мировых университетах (немецкоязычные учебники выражаются даже определеннее: «das Fach Indogermanistik ist an jeder guten Universitӓt vertreten» - M. Meier-В Brügger, Indogermanische Sprachwissenschaft. B.- NY, de Gruyter, 2000, S. 2).

Областью применения сравнительно-исторического языкознания являются языки, которые признаются родственными на основании закономерных сходств в словоизменении, словообразовании, синтаксисе и словарном запасе. Из сравнения таких языков можно получить для каждого из них иначе недоступные сведения о его истории, предыстории и о возникновении и развитии ныне присущих ему индивидуальных особенностей. Сравнительно-историческое языкознание занимается эмпирически и теоретически прошлым языка, разделением ранее единых языков на различные языки-потомки, а также внутриязыковыми и внешними по отношению к языкам причинами и условиями языковых изменений.  Кроме того, оно изучает вопрос о том, что исторические изменения языка могут сказать нам о культурных сдвигах.

По всем этим вопросам сравнительно-историческое языкознание дальше всего продвинулось в области так называемых индоевропейских языков,  к которым принадлежит ряд языков Европы и Азии (индийские, иранские, греческий, славянские, балтийские, латынь, кельтские и германские языки).

Индоевропейское языкознание представляет собой историко-эмпирическую, теоретически обоснованную дисциплину. Ее исследовательские цели многообразны. С одной стороны, она занимается сравнением отдельных индоевропейских языков (в особенности их наиболее ранних сохранившихся стадий, таких как древнегреческий, готский, старославянский, ведийский, хеттский) и с помощью этого сравнения получают сведения о языке и культуре народа, говорившего на общем предке этих языков, праиндоевропейском. На передний план выходит грамматическая система этого языка-предка перед моментом распада на отдельные языки. С другой стороны, индоевропеистика, изучая сохранившиеся ранние особенности и закономерности изменения языков, как реконструируемые, так и представленные в древних текстах,  вносит вклад в понимание исторических феноменов языков и культур всех индоевропейских народов. В качестве посредника между филологиями она охватывает культурное пространство от Северной Европы через средиземноморскую область классической древности вплоть до Древнего и Нового Востока, включая Индию и Центральную Азию. По своей сути индоевропеистика – интердисциплинарно ориентированная специальность, которая тесно связана с многочисленными лингвистическими, филологическими и культурно-историческими дисциплинами.

Базовый уровень знания индоевропеистики необходим и тем, кто хотел бы заниматься сравнительно-историческим изучением других языковых семей. Индоевропейские языки с их длительной письменной традицией могут служить своеобразным полигоном для изучения закономерностей диахронической типологии.

Сектор лингвистической компаративистики ИВКА РГГУ традиционно связан с крупнейшими именами последних десятилетий в отечественной индоевропеистике и сравнительно-историческом языкознании. Он продолжает традиции и сохраняет научные связи Ностратического семинара им. В.М.Иллич-Свитыча. В ИВКА имеется база для всех этих занятий – библиотеки крупнейшего специалиста по индоевропейской филологии В.Н.Топорова и крупнейшего специалиста по древнеиндийской филологии, в том числе в ее индоиранских и индоевропейских связях, Т.Я. Елизаренковой.

В рамках специальности «Индоевропеистика» мы выстроили цикл дисциплин, который давал бы учащимся систематическое образование в рамках современной лингвистической компаративистики. Такое образование предусматривает, кроме профессионального владения сравнительно-историческим методом, профессиональное владение материалом сравнительно-исторических грамматик нескольких языковых семей, что дает кругозор, достаточный для грамотной работы в области отношений индоевропейских языков внутри ностратической макросемьи и за ее пределами. Некоторые возможности нашей магистратуры вообще уникальны: так, вряд ли в каком-либо еще из университетов мира могут читаться курсы по ностратике или исторической типологии акцентных систем. Крайне редко в программах обучения можно найти задачу обучения студентов нескольким сравнительно-историческим грамматикам сразу, что на современном этапе развития науки является совершенно необходимым для грамотного индоевропеиста.

Сектор компаративистики при Институте восточных культур и античности РГГУс 2010/2011 учебного года регулярно открывает магистратуру по специальности «Индоевропеистика / Индоевропейская филология» (при участии акад. Н.Н Казанского). Каждый год в качестве основной изучаемой группы родственных языков выбирается какая-то из ветвей индоевропейской семьи. В этом году открывается набор курсов, направленных на изучение исторических и сравнительно-исторических грамматик германских языков. Как обычно, группа рассматривается на более широком индоевропейском фоне; уделяется внимание типологическим особенностям и контактным взаимодействиям в истории семьи. Магистрантам предлагается участие в исследовательской работе, тесно связанной с использованием современных технических методов обработки языковых данных (электронные базы, экспериментальная фонетическая работа, корпусная лингвистика).         

ΙI. Классическая филология, кафедра классической филологии ИВКА РГГУ

С самого момента возникновения европейского образования его основу составляло изучение греко-римской античности - колыбели всей европейской культуры.  Этот принцип имеет огромную историю и всегда был фундаментом подлинного классического гуманитарного университета.

Особенностью образования современного филолога-классика является необходимость встраивания профессиональной классической составляющей в общегуманитарную и общефилологическую подготовку. Классическая филология – это основа гуманитарного образования, которая дает возможность последующей реализации в различных сферах, не ограниченных исключительно преподаванием древних языков, изучения античной истории или литературы.  Владение древними языками помогает постижению языков новых, знание основ европейской и русской традиции позволяет углубленно изучать любую область новой и новейшей литературы и культуры. Именно поэтому в учебном плане предусмотрен широкий комплекс дисциплин исторической, общегуманитарной, общефилологической направленности. Это предоставляет выпускникам данного профиля конкурентные преимущества перед иными узкопрофессиональными прикладными программами. В то же время сосредоточенность на трудоемких классических дисциплинах дает необходимые общие навыки языковой, литературоведческой, культурологической работы, которые можно применять как в профессиональной деятельности филолога-классика, так и в любой иной области филологической деятельности.  Таким образом, можно сказать, что подготовка по данному профилю реализует две взаимозависимые задачи, давая выпускнику основные навыки и возможности для последующей самореализации как в профессиональной, так и в общегуманитарной перспективе.

Для изучения античного наследия главнейшим принципом является опора на текст во всем многообразии его интерпретаций. Именно поэтому фундаментом классического образования было и остается знание древних языков, позволяющее читать и толковать памятники греко-римской словесности. Характер читаемых текстов должен быть максимально широким: потому к чисто литературным памятникам, составляющим предмет курсов по древнегреческому и латинскому языкам, добавляются и оригинальные фрагменты древних исторических сочинений, и отрывки из эпиграфических памятников.

Конкретный текст становится той историко-культурной реалией, на основе которой становится возможным понимание различных сторон античной культуры. За ним, в свою очередь, встает множество более мелких и частных реалий - конкретно-исторических, бытовых, этических, политических и т.д., каждая из которых требует комментария и интерпретации.

Таким образом, специфику программы определяет сочетание языкового, культурологического и проблемного подхода в преподавании, нацеленное на подготовку выпускника, компетентного как в профессиональной, так и в общегуманитарной сфере.

Выпускник магистратуры готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;
  • педагогическая в системе среднего и высшего образования;
  • прикладная (переводческая, редакторская‚ экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, средствах массовой информации;
  • проектная в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях,
  • организационно-управленческая в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях;
Программа вступительного испытания (индоевропеистика)
Программа вступительного испытания (классическая филология)

Возврат к списку